Регистрация Товарного знака

Товарные знаки (далее по тексту - ТЗ) представляют собой охраняемые правом объекты промышленной собственности как на территории России, так и на территории зарубежных стран. Наличие правового статуса объекта промсобственности открывает для правообладателей ТЗ широкие коммерческие возможности по использованию ТЗ для продвижения своих товаров и услуг, а также для совершения в отношении брендовых обозначений различных сделок (отчуждение, продажа лицензий и франшиз и т. д.).
Кроме этого наличие правоустанавливающего документа, свидетельства о регистрации ТЗ, предполагает реальную правовую защиту интересов правообладателя в случае несанкционированного использования бренда третьими лицами (недобросовестная конкуренция). Так, в случае нарушения его исключительных прав на ТЗ, правообладатель вправе защищать свои интересы в правоохранительных структурах и в суде, заявляя требования о немедленном прекращении несанкционированного использования ТЗ и выплаты соответствующей компенсации за понесенные убытки.
Однако все правовые возможности по коммерческому использованию и защите бренда возникают у его владельца только с момента государственной регистрации брендового обозначения в качестве ТЗ.
Без процедуры регистрации бренд не приобретает правовой статус ТЗ, а это значит, что он юридически:
- не может являться предметом коммерческих сделок;
- не получает правовую охрану;
- может использоваться свободно любым заинтересованным лицом.
Кто может зарегистрировать ТЗ?
В соответствии с нормами российского законодательства, ТЗ подлежит использованию только в коммерческой деятельности, поскольку его цель заключается в индивидуализации товаров и услуг. В этой связи при подаче документов на регистрацию ТЗ в качестве заявителя могут выступать только субъекты предпринимательской деятельности, к каковым относятся:
- юрлица, независимо от их организационно-правовых форм (в том числе НКО, поскольку закон допускает осуществление ими ведение предпринимательской деятельности для достижения уставных целей);
- физлица, зарегистрированные в качестве частных предпринимателей и имеющих действующий статус ИП.
Таким образом, физлица без регистрации бизнеса в той или иной форме, не являются субъектами предпринимательской деятельности и, на этом основании, не имеют правовой возможности на территории России зарегистрировать ТЗ на себя лично.
Здесь следует отметить, что в ряде стран, например в США, физлица (в том числе не являющиеся резидентами США) наделены таким правом.
Где происходит регистрация?
В России регистрация ТЗ и иных объектов промсобственности осуществляется в государственном патентном ведомстве, Роспатенте. Регистрационные процедуры проводятся сотрудниками специально учрежденного с этой целью отдела Роспатента, который называется ФИПС (Фед. институт промсобственности). Указанный институт территориально находится в Москве, и процесс регистрации всех российских ТЗ также происходит в Москве. Для подачи заявления на регистрацию ТЗ необходимо либо самостоятельно обратиться в ФИПС, либо заключить договор с юридической компанией, оказывающей услуги представительства в патентном ведомстве. В ФИПС также предусмотрена возможность подачи электронной заявки.
Перед подачей заявки, даже если вы планируете это делать самостоятельно, рекомендуется проверка знака, во-1, на соответствие требованиям закона, во-2, нет ли уже подобных зарегистрированных знаков с базе Роспатента. Вот эти 2 процесса совершенно точно рекомендуется делать через патентных поверенных или юристов, специализация которых – товарные знаки.
Территориальные ограничения правовой охраны ТЗ
Правовая охрана ТЗ ограничивается пределами территории страны регистрации. Это значит, что если знак был зарегистрирован в России, то и охраняется он только на ее территории. Поэтому в случаях когда планируется продвижение товаров и услуг за рубежом или совершение сделок в отношении ТЗ с иностранными партнерами, возникает необходимость регистрации ТЗ на территории других государств.
Возможности регистрации ТЗ за рубежом
В зависимости от цели и объема использования ТЗ на территории зарубежных стран, можно воспользоваться одним из следующих способов регистрации:
- регистрация ТЗ в национальных патентных ведомствах интересующей страны или ряда стран (предполагает подачу заявления на территории иностранного государства и, как правило, требует обязательного участия в процедуре национального патентного поверенного);
- регистрация ТЗ на территории Евросоюза (предполагает одновременную регистрацию в 28 странах ЕС, заявление принимается в Европейском Бюро, которое находится в Испании, в городе Аликанте);
- формирование международного портфеля брендов (предоставляет возможность регистрации ТЗ на территории нескольких или всех стран (более ста государств), подписавших Мадридское и иные международно-правовые соглашения в области охраны промсобственности; регистрация осуществляется в ФИПС, и только при условии регистрации базового ТЗ в России).